Место наставничества при подготовке специалистов по УЗИ
Метки: Последние публикации, бакалавриат, дайджест, новости, образование, технишены
По данным публикации в журнале BMC Медицинское образование(Medical Education) за ноябрь 2024: Peer teachers as ultrasound instructors? – a systematic literature review of peer teaching concepts in undergraduate ultrasound education / Наставники-преподаватели как инструкторы по ультразвуковой диагностике? – систематический обзор литературы по концепциям наставнического обучения по программе бакалавриата по ультразвуковой диагностике - внешняя ссылка
Поскольку УЗИ является одной из наиболее используемых диагностических процедур визуализации в клинической практике в Германии, интеграция этой дисциплины в медицинское образование по программе бакалавриата является обязательной. И в этой связи, ограниченное количество квалифицированных инструкторов является серьезной проблемой. Коллеги-наставники, способные обучать своих коллег, могли бы помочь решить данный кадровый дефицит. В этом данном исследовании был проведен литературный обзор по теме обучения коллегами-наставниками при обучении по программе бакалавриата по УЗИ с целью предоставления обзора методологий, результатов и концепций такого способа обучения.
В соответствии с рекомендациями PRISMA был проведен систематический обзор литературы по теме наставничества при обучении по программе бакалавриата по УЗИ. Используя PubMed и Google Scholar в качестве баз данных, были включены исследования на английском или немецком языках, включающие концепции обучения для преподавателей-наставников при обучении по программе бакалавриата по УЗИ, опубликованные до 21 ноября 2023 года. Извлечение данных из оригинальных исследований проводилось по схеме PICOS с особым учетом дидактических концепций программ обучения преподавателей-наставников и их эффективности по сравнению со штатными преподавателями факультета. Для оценки качества включенных исследований использовалась модифицированная версия шкалы Ньюкасла–Оттавы (NOS).
Наконец, поиск привел к 20 соответствующим оригинальным исследованиям, включая 16 исследований, изучающих концепции обучения учителей-наставников. В основном учителя-наставники учились на 4-м курсе медицинской школы и в среднем на один год дольше, чем их студенты. Обучение с помощью учителей-наставников было интегрировано в учебные программы с помощью концепций, основанных на курсах (93,8%) и интернатурах (50,0%). Дидактические модальности варьировались, охватывая лабораторные ротации, включая сканирование пациентов, сканирование сокурсников, лекции и дидактическую подготовку. Средняя продолжительность обучения составляла около десяти дней. Из шести исследований пять обнаружили, что обучение с помощью наставников было сравнительно эффективным, а в одном исследование даже утверждалось, что такое обучение лучше, чем курсы под руководством штатных преподавателей факультета.
Несмотря на растущее количество литературы, подчеркивающей эффективность и широкое применение обучения по УЗИ с помощью наставников, концепции обучения остаются неопределенными без стандартизированной системы обучения и квалификации учителей-наставников. Разработка всесторонних руководств для обучения преподавателей-наставников может повысить принятие и признание и обеспечить минимальные стандарты такого обучения.
*Также в публикации присутствуют схема, таблицы и графики.
*Для тех, кто не в теме, в данной статье идёт речь о западной схеме УЗИ, где в роли проводящего УЗИ специалиста выступает средний мед.персонал часто с образованием бакалавриата. В РФ этим занимаются врачи!
*комментарии редактора